Матон – строительная компания полного цикла

Бордюры: садовые, дорожные и магистральные

Среди всех видов изделий, производимых с помощью вибропрессования, бордюр знаком, пожалуй, каждому из нас. С детства мы помним, как взрослые говорят «иди по бордюру», указывая тем самым на необходимость идти по пешеходной дорожке, а не по проезжей части. И сегодня, в нашей новой заметке мы решили снова пройтись по бордюру, чтобы получше узнать, что же такое бордюр, какие бывают виды, размеры и веса бордюров – и еще много интересного.

Бордюр – это распространенное название того, что в официальных документах называется бортовым камнем: именно такое понятие можно встретить в ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые». Стандартное обозначение бордюра, согласно данному ГОСТу, имеет, например, такой вид: БР 100.30.15, где числа обозначают соответственно длину, высоту и ширину в сантиметрах.

Само слово «бордюр» происходит от французского bordure, что означает «граница», «кромка», «край», «кайма», «обрамление» (собственно говоря, более знакомое английское слово border – «граница» – имеет то же самое значение). Помимо иноязычного слова «бордюр» достаточно употребительным является и исконно русское «поребрик»; этим словом бордюры, как хорошо известно, обозначаются в повседневной речи жителей Санкт-Петербурга, а также в Пскове, Ярославле, Костроме и других областях севернее Москвы.

Итак, бордюр – это то, что представляет собой границу, кромку. Бордюры ограничивают пешеходные и велосипедные дорожки, проезжую часть, автомобильные дороги и шоссе. Помимо этого, бордюры могут служить для устройства водостоков и водоотводных желобов или укрепления грунтов на скатах и склонах. Так или иначе, они выполняют функцию ограничения. Исходя из этого, очевидно, что самое важное свойство бордюра – это прочность. Ведь граница всегда подвергается механическому воздействию тех, кто желает ее пересечь, будь то нога пешехода или автомобиль (вспомните, сколько раз вы парковались, «скакнув на бордюр»). Поэтому, без сомнения, самыми лучшими, самыми прочными бордюрами являются бетонные вибропресованные бордюры. На рынке можно найти также литые бордюры (изготовленные по методу вибролитья), однако по прочности они не могут сравниться с вибропрессованными изделиями. По сути дела, возможности вибролитья в деле изготовления бортового камня заканчивают на садовых бордюрах, которые не испытывают более серьезного воздействия, чем удары ног.

Какова должна быть прочность бордюра? В целом, добросовестный производитель вряд ли будет продавать бортовые камни маркой менее М 350 – М 400. Вообще говоря, ГОСТ определяет для бордюра прочность не менее М 350. Столь высокая прочность позволяет уверенно выдерживать механические воздействия – особенно, если принять во внимание, что длина любого бордюра гораздо больше его ширины, из-за чего он больше подвержен риску разрушения чем, скажем, стеновые блоки. Можно возразить: понятно, что для дорожных бордюров, на которых воздействую колеса автомобилей, прочность должна быть высока, но зачем нужна такая прочность для садовых бордюров, которые рискуют пострадать лишь от наших ног или, самое большое, от колес велосипеда. Здесь можно возразить тем, что существуют силы, гораздо более могучие, чем сила наших ног или кинетическая энергия, порождаемая велосипедами или даже автомобилями. Это – энергия, производимая движением почвы. Как известно, почва постоянно движется, деформируется, оседает или, напротив, стремится наружу. Эти движения почти незаметны глазу, но, тем не менее, они происходят постоянно. Даже скромный садовый бордюр находится в земле, он не просто вкопан в нее, он ограничивает полотно дороги или пешеходной зоны, которая, как правило, замощена тротуарной плиткой или заасфальтирована. Находясь в движении, почва двигает также и плитку (или асфальт), лежащую на ней и силой давит на бордюр, рискуя разрушить его. Поэтому некачественные бордюры могут ломаться, что называется, просто так, не испытывая никакого видимого воздействия. Именно поэтому прочность в списке достоинств хорошего бордюра всегда стоит на первом месте.  

Однако только ли прочностью должен отличаться бордюр? Безусловно, любой бордюр – садовый, дорожный или магистральный – должен иметь и другие характеристики, которые явно пригодятся в ходе его многолетней службы. Само собой, бордюр должен быть морозостойким – согласно ГОСТу, он должен выдерживать не менее 20 циклов заморозки (т.е. иметь морозостойкость не менее F 200). Кроме того, он должен не слишком сильно впитывать влагу – не более 3% от своей массы. Вспомним также, что бордюры часто находятся в потенциально агрессивной среде: скажем, на дорожные и магистральные бордюры постоянно оседают вещества, содержащие в выхлопах двигателей, на них льются противогололедные реагенты и еще множество других веществ, не особенно полезных для бордюров. Поэтому бордюр должен быть не только прочным, морозостойким, не впитывать влагу, но и стоически переносит разнообразные химические испытания. А это достигается, прежде всего, за счет отсутствия химических добавок в самом бордюре, а также отсутствия в его структуре крупных пор, в которых могли бы накопиться вредные вещества.

Разумеется, самые прочные, самые качественные и вообще самые лучшие во всех отношениях бордюры изготавливаются из гранита. Однако нетрудно догадаться, что цена такого бордюра как для кошелька большинства частных лиц, так и для дорожных и других строительных организаций, будет просто запредельной. Поэтому мы обратимся к бордюрам из пескобетона, изготовленным методом полусухого вибропрессования. Эти бордюры являются наиболее качественными в сегменте массовой продукции. Их качество обусловлено тем, что они отвечают всем характеристикам, о которых мы говорили выше, а именно:

Прочность. Вибропрессованные бордюры, если они изготавливаются на достаточно мощном прессе, обеспечивающем необходимое давление на бетонную смесь, имеют прочность порядка М 400, практически не ломаются, не крошатся по краям и не деформируются от воздействия движения почвы. Они могут смело применяться как ограничители для дорог и дорожек из тротуарной плитки, асфальта, бетона, природного камня, искусственных покрытий и пр.

Морозостойкость. 200 циклов заморозки уверенно держатся хорошими вибропрессованными бордюрами. Говоря просто, они легко переживут самые жестокие холода и перепады температур. А это очень важно хотя бы потому, что замораживаются и размораживаются бордюры в естественных условиях крайне неравномерно – хотя бы по той причине, что одна их часть находится в земле, а другая – на открытом воздухе.

Влагостойкость. Вибропресованные бордюры после полного погружения их в воду прибавляют в массе не более, чем на 3%. Этот хороший показатель достигается за счет того, что в процессе изготовления бордюров методом полусухого вибропрессования происходит процесс гидрофобизации, т.е. закупорки пор, которые, словно губка, могут впитывать воду.   

Износостойкость. Это подразумевает, прежде всего, стойкость к трению – ведь об бордюр постоянно трутся наши ноги, колеса автомобилей и пр. Поскольку при изготовлении бордюром методом вибропрессования на бетонную смесь действует высокое давление, то бордюры приобретают объемный вес (плотность) более чем достаточную для того, чтобы противостоять истиранию.

Стойкость к химическому воздействию. Выше мы уже говорили, что в данном аспекте самое главное – это отсутствие пор в структуре бордюра. Поскольку при изготовлении вибропрессованных бордюров бетонная смесь не просто прессуется, но и подвергается воздействию вибрации, мельчайшие частицы цемента и песка более оптимально распределяют в пространстве и не оставляют полостей, в которых могут скапливаться вредные химические вещества, разрушающие бордюр.     

Удобство в обработке. Несмотря на изрядную прочность вибропрессованных бордюров, они вовсе не противятся обработке. В частности, с помощью дисков для резки бетона можно нарезать бордюр на более короткие отрезки, создавая изящные закругления дорожек.

В целом, на изготовление вибропрессованного бордюра идет очень простая смесь сырья: цемент, вода и песок. Этим процесс вибропрессования выгодно отличается от процесса литья, при котором часто добавляются синтетические добавки для того, чтобы восполнить недостающую прочность. Единственной добавкой, которая может присутствовать в хорошем вибропрессованном бордюре, является пигмент, окрашивающий изделие в тот или иной цвет. Важно помнить, что бордюры окрашиваются именно так – с помощью добавления пигмента в процессе производства – и никак иначе. Печальная практика, получившая, к сожалению, распространение на улицах наших городов, а именно – окрашивать готовые бордюры масляной краской – не приносит ничего хорошего ни с эстетической, ни с практической точки зрения. Москомархитектуры в одном из своих публичных заявлений эту практику официально осудил.   

Если говорить, о том, какие типы, размеры и веса бордюров могут встретиться Вам на рынке, то основными являются следующие:

1. Бордюр садовый 500×200×80 (бордюрный камень БР 50.20.8) является признанной классикой среди элементов благоустройства. Этот бордюр можно встретить как в городских  парках, скверах и других общественных местах, так и на приусадебных участках.

2. Бордюр садовый 1000×200×80 (бордюрный камень БР 1000.20.8) представляет собой усиленную версию классического бордюра 500×200×80.

3. Дорожные бордюры 1000×300×150 (бордюрный камень БР 1000.30.15), разумеется, чаще встречаются на автомобильных дорогах, чем не приусадебных участках. Однако среди заказчиков этих изделий все чаще встречаются не только дорожники, но и строители, работающие в коттеджных поселках и даже частные лица.

4. Магистральный бордюр 1000×300×180 (бордюрный камень БР 1000.30.18) является усиленной версией дорожного бордюра и применяется для устройства обочин на дорогах с оживленным движением – в т.ч., на автомагистралях.

5. Магистральный бордюр 1000×450×150 (бордюрный камень БР 1000.45.15) – это наиболее крупный среди бордюров, которые предлагаются в настоящее время на рынке. Это наиболее крупный и прочный бордюр, который используется на наиболее оживленных автомагистралях, для которых характерно активное движение большегрузного транспорта.

Если наша статья помогла Вам уяснить для себя, что такое хороший бордюр, и Вам нужен садовый, дорожный или, быть может, магистральный бордюр, мы приглашаем Вас связаться с нами или посетить наше производство, чтобы получить ответы на любые вопросы о бордюрах и, быть может, приобрести сотню-другую прочных и красивых бордюров любой расцветки и размеров. 

25.09.2014